Забыли пароль? Регистрация Войти Все объявления Добавить объявление Оформить подписку Блокнот RSS
Все застройщики
Интересные предложения

 
   Поиск объявлений
Я хочу:
Тип:
от: до: Площадь:
от: до: Цена:
Область:
 
  Новости  
Статьи
Статьи   →  Строительный ритейл: сложность понимания
 
Размер шрифта:   Decrease font Enlarge font       Версия для печати print
17 Октября, 2007

Создание строительных супермаркетов -- сложный и капиталоемкий процесс, обладающий своей спецификой. Сегодня строительные и проектные организации слабо понимают ее, и поэтому создать правильную концепцию работы современного супермаркета строительного ритейла сложно. Это приводит к принятию неверных технических решений, нуждающихся в дополнительной доработке со стороны ритейлера --заказчика строительства.

Рынок и его закономерности
По подсчетам экспертов компании СП ООО "Модерн-Экспо", емкость украинского рынка строительного ритейла оценивается в $2 млрд. Более того, каждый год его оборот растет до 200%. Благодаря этому увеличилось количество операторов строительного ритейла, что, в свою очередь, вызвало повышение рыночной доли крупноформатных торговых объектов -- супермаркетов. Структура этих площадей представлена объектами отечественных и зарубежных строительных ритейлеров -- гипермаркетами "Эпицентр К", супермаркетами "Домострой", "Профитек", "Олди", "Новая линия", строительными складами-магазинами "БудМакс", "Строительные идеи", магазинами "XXI век", "ДомоТОП", "Мастер", "Ганза", "Мета Импекс".

В перспективе данный объем пополнят объекты ритейлеров, которые сегодня строят планы по экспансии в Украину -- Praktiker (Германия), OBI (Германия), Ehitus Service (Эстония), Leroy Merlin (Франция), а также Bricocenter, Aki и Weldom.

Реализация этих планов позволит не только количественно увеличить рынок, но и качественно его преобразить. Девелопмент проектов для строительного ритейла сложно переоценить. Подбор оборудования, исполнение конструкции, выбор строительных технологий -- все эти этапы формируют специфику создания объекта. Однако наряду с этим оказывают опосредованное влияние, на производство торгового оборудования для магазинов подобного направления.

"В этом секторе произошло четкое распределение операторов на производителей, импортеров и дилеров, -- говорит Игорь Мирончук, коммерческий директор СП ООО "Модерн-Экспо". -- Цена является одним из приоритетных факторов в принятии решения о покупке стеллажей и кассовых боксов. С каждым витком развития рынка ритейлеры уделяют все больше внимания качеству продукции, что сокращает поставки в Украину б/у оборудования".

Форматы объектов
Строительные супермаркеты во всем мире работают в двух форматах -- Professional и DIY ("do it yourself" -- сделай сам).

Магазины этих форматов отличаются друг от друга не только концептуальными решениями, но и особенностью подхода к клиенту. Это необходимо учитывать при проектировании здания и его последующей эксплуатации.

"Основными преимуществами магазинов формата DIY являются удобство для покупателей и огромный ассортимент товаров, -- говорит Виталий Бойко, директор "Украинской Торговой Гильдии". -- Сегодня успешность формата DIY доказывают достижения европейских сетей Leroy Merlin, Castorama (Франция), Brico (Бельгия), Hornbach, OBI, Praktiker (Германия), Kesko (Финляндия), Bloker-Novolux (Нидерланды) и Kingfisher (Великобритания)".

Украинские сети, работающие в этом формате, представлены "Новой Линией", "БудМаксом", "Эпицентром", "Домостронм", "Слоном", Profitek.

Западная концепция формата DIY включает в себя четыре основных сегмента: товары для ремонта (материалы для внутренней отделки: отделка стен, напольные покрытия, лакокрасочная продукция), товары для дома (текстиль, электробытовые приборы, мебель, светильники и пр.), стройматериалы и товары для сада.

Кроме названных выше, на рынке существуют форматы, которые являются чем-то средним между PROF и DIY:

1) склад-магазин -- торговый объект площадью от 800 кв. м до 6 000 кв. м, работающий в сегменте b2b. Представители -- "БудМакс", "Строительные идеи";
2) сетевые магазины, специализирующиеся на продаже отдельных групп товаров. Представители -- "Декор Сервис", "Агромат";
3) небольшие магазины с торговой площадью до 500 кв. м. Представители -- "Стимекс", "Мастер";
4) торговые точки на открытых строительных рынках.
Сегодня развитие строительного ритейла осуществляется либо увеличением торговых объектов существующей сети, либо выходом на украинский рынок новых операторов.
"Региональная экспансия строительных брендов только началась, -- говорит Игорь Мирончук. -- Например, в Киеве 50-60% розницы строительных материалов приходится на строительные супер- и гипермаркеты. Судя по планам самых крупных ритейлеров, работающих в этом сегменте, емкость киевского рынка -- 10 новых крупноформатных магазинов".

За рубежом наиболее популярный формат магазина для строительных материалов -- гипермаркет. Самый крупный мировой ритейлер -- компания Home Depot (США), сеть которой формируют более 2 000 магазинов со средней площадью 12 тыс. кв. м и ассортиментом в 40-50 тыс. единиц товара. Лидер европейского рынка по объемам продаж -- английская компания Kingfisher (владелец сети магазинов Castorama -- для конечного потребителя -- и Brico Depot -- для профессиональных покупателей). Второе место в Европе по обороту в 2006 году заняла французская компания Leroy Merlin. На третьем -- немецкая сеть OBI, входящая в группу Tengelmann. Среди других сетей этого сегмента -- финский концерн Kesco (оптовые и розничные продажи в Финляндии, Швеции, Норвегии, Латвии, Литве, Эстонии и России) и израильская Home Center (более 40 магазинов в Израиле, на Кипре, в странах Восточной Европы).

Особенности DIY
Супермаркеты в формате DIY имеют ряд специфических особенностей, обуславливающих технологические отличия объектов "do it yourself" от других супермаркетов.

Например, при продаже ковролина или линолеума на товар невозможно сразу поставить штрих-код. В связи с крупногабаритностью большинства товаров в зале супермаркета необходимо наличие продавцов-консультантов, которые на основе товарных образцов разъяснят покупателю преимущества тех или иных предпочтений.
Для быстрого обмена информацией между покупателем и консультантом в магазине формата DIY должна быть организована комплексная автоматизация. Покажем, как происходит этот процесс в разрезе на примере системы GESTORI.
Заказ по образцам осуществляется в том случае, если габариты товара превышают размеры тележки. Оплата такой продукции может быть как в наличной, так и безналичной форме.

Эксперты компания FIT (France Informatique & Technologie) так объяснили суть такого заказа: "Отпуская товары по образцам, продавец отбирает изделия вместе с покупателем, сканируя их штрих-коды с помощью мобильного сканера. По окончании процесса выбора понравившихся товаров информация о них автоматически передается в систему GESTORI. При этом продавец вручает покупателю специальную карточку, на которую нанесен штрих-код и которая соответствует собранному таким образом заказу.
Информация передается на кассы в виде "образа чека". Заказ хранится в течение суток, товар резервируется, и у посетителя есть время получить деньги в банкомате, обменном пункте или съездить за необходимой суммой домой.

На кассовых узлах ручной ввод данных минимизирован. Кассиру остается лишь получить деньги: при сканировании карты покупателя он получает автоматически распечатываемый чек, содержащий все позиции заказа. При отпуске юридическому лицу формируются и распечатываются необходимые документы для безналичной оплаты. Затем, в зависимости от пожеланий клиента, он получает заказ после его комплектации на складе либо товар доставляется покупателю домой. С момента внесения в "образ чека" и до момента приобретения товар резервируется на складе, где после оплаты комплектуют заказ. Сборка может вестись последовательно и параллельно в разных зонах, в зависимости от принадлежности к той или иной ассортиментной группе. Также система направлена на повышение покупательской лояльности, обеспечивая любые скидки".

Этапы девелопмента
Строительный супермаркет -- структурный, многослойный объект проектирование которого должно осуществляться совместно с проектным отделом ритейлера. Это поможет избежать ошибок и неудач. Особое внимание следует уделить месторасположению супермаркета.

Локация на окраине -- лучшее место для строительного ритейла. Например, район Окружной дороги -- идеальное место для киевских строительных гипермаркетов. Здесь разместились "Эпицентр К", "Новая Линия", а также супермаркет Metro. Окраины Троещины и Чабаны -- не менее привлекательны для строймаркетов, несмотря на большую удаленность от центра города. Не будем забывать, что за стройматериалами могут приехать как на мотоцикле, так и на огромной фуре. Очень важно, чтоб эти "транспортные крайности" можно было удачно припарковать. Большой плюс большинства окраинных гипермаркетов -- просторная и удобная парковка. Учитывая это, площадь земельного участка под строительный гипермаркет должна быть 1 - 1,5 га. Особенность строймага -- частые экспозиции на улице, если девелопер не учел эту особенность, такой гипермаркет не состоялся.

"Строительство супермаркетов нашей сети осуществляется под заказ и по нашей документации, -- говорит Олег Шандор, председатель наблюдательного совета ЗАО "Новая Линия". -- Для развития проектов мы не привлекаем девелоперов, а действуем по схеме заказчик--инвестор--проектировщик--подрядчик. Сегодня мы не покупаем готовые имущественные активы, поскольку с ними много юридической возни".
Магазин-"десятитысячник" "Новой Линии" расположен на участке площадью 2,8 га. Это вынуждает сеть размещать свои объекты либо на окраинах, либо в спальных районах.
Впрочем, известны случаи успешной работы строительных супермаркетов практически в центре города, например магазин-склад "БудМакс" на ул. Глубочицкой в Киеве.

Землеотвод
Это ахиллесова пята любого строительного процесса. Для получения заветных "га" лидеры строительного ритейла пускаются в политические игры, занимая посты на разных уровнях власти. Например, Анатолий Мокроусов, председатель наблюдательного совета ООО "Эпицентр" продолжительное время прибывал в депутатском кресле. Близок к правительственным кругам и господин Шандор. В неформальной беседе с одним из игроков рынка автор получил разъяснение: "Землю можно получить либо пребывая в депутатском кресле, либо очень "заинтересовав" депутата".

Внутри магазина
Особых правил по зонированию строймаркета не существует. Лучше, чтобы отделы следовали друг за другом в логической последовательности -- как строишь, так и покупаешь. Исходя из этого, кафель и обои должны находится в самом конце зала, вслед за ними -- светильники. Но главное -- это организация пространства. Планировщик должен учесть, что для крупных тележек необходимо предусмотреть расстояние для маневра, дабы не возникало столкновений и пробок у касс супермаркета.

Товары
Торговля строительными материалами в супермаркете формата DIY имеет ряд особенностей. Огромный и часто обновляющийся ассортимент товаров, который достигает нескольких сотен тысяч артикулов. Большая группа крупногабаритных товаров представлена в торговом салоне в качестве образцов и доставляется покупателю с удаленного склада. Кроме услуг по доставке, часто требуется оказание услуг по сборке или монтажу товара непосредственно дома у покупателя. Покупатель может оплачивать товар наличными, платежными картами, безналичным перечислением денежных средств. При продаже часто применяются различные дисконтные схемы для привлечения покупателей. Крупные покупки могут оформляться в кредит. Продажа технически сложных или эксклюзивных товаров производится с оказанием услуг консультантов.

Запад нам поможет
По подсчетам маркетологов компании "Модерн-Экспо", в ближайшей перспективе строительный ритейл будет развиваться активно, поскольку период насыщения для этого сегмента рынка -- перспектива ближайшего десятилетия. Украина находится в ожидании прихода европейских брендов. Многие зарубежные сети публично сообщили о желании войти на украинский рынок. Например, OBI и Praktiker уже открыли свои представительства в Украине.


Версия для печати print       Добавить комментарий print

  Новый комментарий:
:
:
:
  В тему:   Разделы этажа:   Ещё новости на нашем этаже:  
 
Not found
Контакты   Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100